Этого крупного кулика, ведущего скрытный образ жизни, видели немногие. Между тем авдотка долгие годы была обычной птицей Калмыкии. В сумеречное время резкие и жалобные крики авдоток раздавались в окрестностях животноводческих стоянок и сёл республики. Орнитолог заповедника «Чёрные земли» Геннадий Эрдненов вспоминает, что в последний раз гнездящуюся пару этих редких птиц видел 6 лет назад на саге по пути на кордон «Озёрный». В тот же год ещё одна пара авдоток в последний раз «засветилась» на кадрах фотоловушки, установленной на колодце Савха-худук в федеральном заказнике «Меклетинский». С тех пор ни в заказниках, ни в заповеднике, ни во время научно-исследовательских экспедиций по остальной части Калмыкии авдотки не попадались нам на глаза, до этого года…

Во время полевых работ по мониторингу и кольцеванию степных орлов в один из дней мы воспользовались гостеприимством чабана, предложившего экспедиционной группе ночлег, и остановились на животноводческой стоянке в заказнике «Харбинский», недалеко от пос. Эрдниевский. Закончив обсуждать минувший день и планы на следующий, мы вышли на крыльцо дома, чтобы перед сном насладиться ночной прохладой после жаркого рабочего дня, как вдруг, совсем недалеко, раздался давно позабытый нами, а кем-то услышанный в первый раз в жизни, крик авдоток. Воодушевленные этим событием, мы стали расспрашивать чабана, как давно эти сумеречные птицы стали жить у его «точки». Получив ответ, что только в прошлом году, мы легли спать, предвкушая момент, как завтра утром отправимся на их поиски.

Авдотки нашлись всего лишь в паре десятком метров от база (загона для овец): две взрослые птицы с подросшим птенцом ловили насекомых, в то время как наш гостеприимный хозяин выгонял отару в степь. Эти смелые кулики не сильно боятся людей и наземных хищников, потому что избегать опасностей им помогает совершенная маскировка и интересные экологические адаптации. Дело в том, что авдотки тесно связаны с домашним скотом. Они предпочитают гнездиться на выгонах, скотопрогонах, берегах солёных озёр и в бугристых песках, как правило, с низкой разреженной растительностью, за которой опасность можно разглядеть издалека. А зрение у пучеглазых авдоток отменное! Кроме того, присутствие поблизости скота обеспечивает их богатой кормовой базой: большую часть их рациона составляют насекомые, в том числе мокрицы, жуки-навозники, чернотелки, долгоносики, в изобилии встречающиеся около кошар. Наконец, самое удивительное приспособление заключается в характере гнездования авдоток: нередко их гнездо можно обнаружить у пахучей коровьей лепешки. Тому есть несколько объяснений: благодаря покровительственной окраске, заметить насиживающую птицу среди сотен таких же кучек навоза, отпечатков коровьих копыт и разбросанной соломы невероятно трудно, кроме того, экскременты домашних животных перебивают запах самих авдоток, а значит, лиса пройдёт мимо драгоценной кладки.

Кстати, в кладке у авдотки зачастую бывает всего лишь 2 яйца. Репродуктивный потенциал мал, и в случае резкого и сильного сокращения численности, что и произошло во втором десятилетии XXI века, им не удастся её быстро восстановить. В этом плане ситуация с этим прекрасным куликом напоминает трагедию с журавлём-красавкой или обыкновенной горлицей, произошедшей на наших глазах. Их популяции пришли в упадок примерно в одно и то же время, на одном и том же уровне сокращения. Вопрос – почему? Возможно, разгадка кроется в общих путях миграции и зимовках этих ставших редкими птицами. Наши дальние мигранты летят из Калмыкии зимовать в страны северо-восточной Африки через Аравийский полуостров. К сожалению, трупы как добытых авдоток, так и красавок, не являются редкостью при просмотре страничек ближневосточных охотников в социальных сетях. Поэтому крайне важно налаживать международное сотрудничество в области охраны перелётных птиц.

Этой заметкой мы хотим ещё раз напомнить нашим читателям о хрупкости природы и взаимосвязей между разными её представителями, где даже одно необдуманное действие может привести к самым трагическим последствиям.